Главная

Центральный Дом Российской Армии

имени М.В.Фрунзе

 

 

logocdra

 

Иван Константинович Айвазовский

wlnUCQbaAO8Fwav4KfAJ9q1lO7OTyJMbl4YO8xhyГоворя о русском романтическом пейзаже,  необходимо осветить такое его направление как – маринизм. В XIX столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма. Основоположником жанра в русской живописи безоговорочно является Иван Константинович Айвазовский.

Иван Айвазовский родился в Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»). Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым: он даже самостоятельно научился играть на скрипке. Очевидны были и его художественные способности.
фото 2 Казначеевфото 3 архитектор Яков КохФеодосийский градоначальник Александр Казначеев, оценив природную одаренность мальчика, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха, а позже помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.

 Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр. О юном даровании заговорили в городе. Его следующими покровителями стала жена таврического губернатора Наталья Нарышкина и известный портретист Сальваторе Тончи. Они смогли устроить Ованеса в Императорскую академию художеств на казенный счет, несмотря на то, что мальчик еще не достиг необходимого 14-летнего возраста. Президент академии Оленин принял такое решение, посмотрев вложенный в письмо от Нарышкиной рисунок мальчика.

фото 4 Наталья НарышкинаВ Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в академии в пейзажном классе Воробьева Максима Никифоровича уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский.

Но до 40-х годов на картинах мастера еще можно было увидеть подпись «Гай» – сокращение от фамилии «Гайвазовский». И лишь в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Вскоре в Санкт-Петербург по приглашению императора Николая I прибыл французский художник–маринист Филипп Таннер к которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Ф.Таннер завалил юношу черновой работой. Однако он все же находил время писать собственные картины и в 1836 году представил их на академической выставке, где выставлялся и Ф.Таннер.

фото 6 ЗауервеидОдна из картин ученика была удостоена серебряной медали. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Ф.Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику – императору Николаю I. Хотя Айвазовский И.К. формально действительно был не прав – полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Ф.Таннера разрешения. Не разбираясь в ситуации, император распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой. Тщетно за него хлопотали Крылов, Жуковский и сам президент академии Оленин. Услышал император только преподавателя своих детей художника Александра Зауервейда, который в неформальной обстановке смог показать императору картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, велел выплатить за работу деньги и, более того, отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом. Вдобавок Айвазовского И.К. определили в ученики Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.

фото 7 десант с РаевскимПолучив в 1837 году Большую золотую медаль академии, Иван Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе. К слову, 20-летнего юношу выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более академия ему ничего дать не может.

Прежде чем отправиться в Европу, Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье и с блокнотом в руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Поначалу он жил и учился в Италии, вырабатывая свой творческий метод и навык писать картины по памяти.

фото 8 Неаполитанскии маякРаботы, написанные в тот период и представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника – погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.

Рисование было не единственным талантом Айвазовского И.К. Среди его увлечений была и музыка – художник с детства прекрасно играл на скрипке. Во время домашних приёмов в кругу близких друзей он часто радовал своей игрой гостей. Говорят, что как-то на один из таких семейных концертов попал и русский композитор Михаил Иванович Глинка. Ему так понравились татарские мотивы, которые наигрывал юноша, что позже он включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный художником.

фото 9 девятыи вал
Айвазовский И.К. не любил светских мероприятий, отдавая предпочтение тихим семейным вечерам. Но если он устраивал приёмы, то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкетов и даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Особую слабость маэстро питал именно к шампанскому, этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия, чаще всего «Девятый вал».

фото 10 Хаос сотворение мираАйвазовский И.К. «принёс хаос в Европу». Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые прогремело на весь мир.
Гоголь Н.В. шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.

Айвазовский И.К. вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

В дальнейшие годы карьера Айвазовского И.К. складывалась счастливо. В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х годов художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью – побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

Повествование о мастере будет неполным, если не упомянуть о случае, произошедшем с великим художником. Айвазовский И.К. был лично знаком с турецким султаном Абдул-Азизом, правившим с 1861 по 1876 год. Знакомство организовал знаменитый османский архитектор армянского происхождения Саркис Балян. Айвазовский И.К. подарил ему одну из своих работ, а тот показал её турецкому султану. Картина очень понравилась,и султан пригласил художника в Константинополь. То, что Айвазовский И.К. к этому времени уже был широко известен в мире, тоже импонировало султану. Он заказал несколько картин, которые были написаны за короткое время. Всего было создано почти 30 работ с видами Константинополя и моря. Работа художника была щедро оплачена султаном. Айвазовский И.К. получил ценные подарки и два правительственных ордена: «Меджидие» и «Османие» с бриллиантами.

В 1894-1896 годах по Османской империи прокатилась серия массовых убийств армян, которая по разным оценкам унесла жизни от 50 до 300 тысяч человек. В истории эта трагедия осталась как Хамидийская резня. Эта кровавая история произошла в правление султана Абдул-Гамида.

mramornoe moreЭти события так потрясли художника, что он пишет серию картин «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в Мраморное море» и ряд других. Но кульминацией этих событий стала акция, которую осуществил Айвазовский И.К. в Феодосии. Драгоценные ордена повесили на шею дворовому псу художника. Псину, украшенную османскими наградами, он водил по городу. Потом художник вышел в море на лодке и выбросил подарки и «кровавые знаки отличия». Это была моральная, гражданская и духовная позиция Ивана Константиновича.

Турецкому послу художник велел передать, чтобы в султанском дворце избавились от его картин. Но османский правитель не прислушался к этому мнению. И в наши дни работы мастера выставляются во многих турецких музеях.

Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо. Особняк всегда был полон гостей – многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский И.К. превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи имени И.К.Айвазовского.

Как-то император Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник – на другом. И Николай I кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты – царь моря!».

Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский И.К. продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.

фото 12 Чествование АивазовскогоСвое 80-летие он отпраздновал написанием картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского И.К. по случаю его 80-летия». Сюжет был основан на реальном событии - так велика была его слава на Черноморском побережье.

Жена подарила художнику четырех дочерей. А те, в свою очередь, осчастливили Айвазовского десятью внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет. Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Латри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам великий мастер этого ответа уже не дождался.

фото 14 похороны Аивазовского на фоне его детищУмер Айвазовский И.К. внезапно, во сне, в возрасте 82 лет. Его последняя картина «Взрыв корабля» (фото 13), посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.

 

 

В Пятом зале представлены следующие картины Айвазовского И.К.: «Закат на море» (1851), «Крым» (1854), «Бухта» (середина 19 в.), «У берегов Кавказа» (середина 19 в.), «Чёрное море» (1890), «Шторм» (1892), «Закат» (1870), а также «Лунная ночь на Чёрном море» (1878) - историю этой картины вы можете почитать здесь.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Суворовская площадь дом 2. ст. 1

(проезд до станции метро «Достоевская»)

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +7-495-681-52-20

Яндекс.Метрика