Pobeda80 logo main 1 

 

Центральный Дом Российской Армии

имени М.В.Фрунзе

 

 ЦДРА знак 1 1

 

 

Каслинское чугунное художественное литье

В шестом зале экспонируется скульптурная группа «Джигитовка», изготовленная в конце XIX века на Каслинском чугунном заводе по форме, отлитой знаменитым русским художником–скульптором Лансере Е.А.

Произведения художественного чугунного литья, создаваемые каслинцами, сумели завоевать признание далеко за пределами российских границ.

Касли – город с удивительной и своеобразной даже для металлургического Урала культурой. Город, где сошлись две стихии. Одна стихия чисто предпринимательская, подталкивающая к массовому производству качественного чугуна и железа. Вторая стихия – стихия творчества или даже творения. Стремление к воплощению уникальных замыслов художников через выражение в чугуне, казалось бы, не самом благородном материале. И все же именно чугун стал весьма податливым
в руках мастеров каслинского литья.

Лев Иванович Расторгуев – купец, владелец Каслинского заводаБольшой вклад в развитие антикварного промысла приложил собственник предприятия – удачливый купец I гильдии Лев Иванович Расторгуев. Под его руководством каслинское литье получило всемирную известность. Владелец и его приемники бывали за границей, привозили изделия из фарфора и фаянса. Здесь их переводили из фарфора в чугун. Но для формирования ассортимента должны были появиться свои специалисты, те, кто мог лепить будущие произведения. Нужны были профессиональные скульпторы, квалифицированные формовщики, чеканщики, модельщики.я.

Из книги путешественника и заслуженного ученого Вениамина Петровича Семёнов-Тян-Шанского «Россия. Полное географическое описание» (1914): «Особенно славятся своим изяществом мелкие вещи из каслинского чугуна: бюсты, статуэтки, группы, тончайшие ажурные блюда, пепельницы, спичечницы, медали, цепочки для часов, брелоки и прочее,
по своему изяществу и тонкости работы во всех отношениях не уступают бронзовым». И это признание не единственное.

История каслинского литья начинается с 1747 года, с появления на Южном Урале первого чугуноплавильного железоделательного заводского предприятия. Основателем завода стал купец из Тулы Яков Коробков. Прозорливый фабрикант с умом выбрал место для промышленности – Челябинская область отличалась богатейшими запасами чугуна, древесины и первосортного формовочного песка, используемого в производстве.

Первым скульптором-модельером в Каслях стал академик скульптуры Михаил Денисович Канаев. Он приехал из Екатеринбурга, где работал на Монетном дворе. Михаил Денисович делал шкатулочки, кувшинчики, подсвечники и предметы кабинетной скульптуры в форме бюстов.

Канаев для выполнения работы отобрал опытных формовщиков, которые, по его мнению, могут работать с предметами художественного литья, а так же, совместно со скульптором Николаем Романовичем Бахом открыли при заводском лазарете ремесленно–художественную школу, в которой дети потомственных мастеровых обучались рисованию, лепке фигур из глины и воска, резьбе по дереву и металлу, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна.

Фото 2

Спичечница «Старуха с прялкой»

Главным отличием изделий, отлитых в Каслях, стало то, что изделия производились тонкостенными. Они получались не тяжелыми. Прекрасно формовались, и их можно было хорошо прочеканить. Поэтому узоры отличались особым изяществом.

Фото 3   Фото 4

       Мастера Каслинского завода                                                                                                        Изделия каслинских мастеров

Время процветания каслинского литья пришлось на долю чугунного производства в 1861–1914 гг. Произведения мастеров успешно участвовали как в зарубежных (Лондон, Милан, Париж, Вена), так и в отечественных (Нижний Новгород, Москва, Санкт–Петербург) конкурсах. Итогом стало получение первого Гран–при – высшего ордена Вольного Экономического сообщества промышленников.

Для каслинского литья большое значение имела мировая французская выставка, прошедшая в Париже (1900). Специально для нее ведущие мастера–литейщики создали ажурный павильон в модном византийском стиле.

Разработчиком проекта явился российский архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен. Главным предметом дворца стала скульптура, символизирующая Россию – работа талантливого скульптора Николая Акимовича Лаверецкого.

Фото 5

Богач Б.О. и Баумгартен Е.Е. у павильона (Париж, 1900)

Уникальный чугунный павильон, представленный на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, стал апофеозом творчества каслинцев. Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан мастерами-литейщиками в 50–е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

В 1978 году Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

Фото 6

Знаменитый чугунный павильон в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт–Петербургской Академии художеств: Канаев М.Д.,Бах Н.Р., Клодт К.А., которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря их стараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей.

Таким образом, установилась связь каслинского художественного литья с общим развитием русской скульптуры второй половины XIX века. Каслинцы отливали в чугуне лучшие работы российских скульпторов: Клодта П.К., Лансере Е.А., Обера А.Л., Либериха Н.И., Лаверецкого Н.А.,Каменского Ф.Ф., Забелло П.П., Толстого Ф.П., а так же многих зарубежных авторов: П.–Ж.Мена, Ж.–Л.Готье, Л.–О.Моро, П.–Э.Делабриера,К.-М. Клодиона и других.

Каслинские изделия ХIХ–начала ХХ веков представляют интерес для антикваров, при этом установить их авторство зачастую проблематично. Но все они оцениваются как художественные произведения. На таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков: Агеевых, Ахлюстиных, Бугаевых, Быковых, Варгановых, Владимировых, Востротиных, Голуновых, других мастеров, навсегда вошедших в историю Каслей.

Во время Первой Мировой войны завод был переориентирован на выпуск военной продукции.

С 1934 года действует специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80–х годов г. XX-го века).

С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари; набережные, мостовые, парковые ограждения–решетки; городские скамьи и прочее).

Фото 7     Фото 8

                                                                 Парк «Царицыно» (г.Москва)

Одним из главных разделов архитектурного литья Каслинского завода являлись камины.Камины по своему декоративному оформлению отличались редким разнообразием форм, размеров и украшений. В Каслях по настоящее время выпускаются 17 видов каминов.

С наибольшей полнотой искусство уральских мастеров выразилось в барочных формах так называемого «Ипатьевского камина» с характерными для него валютами боковых стоек портала, прекрасно вылепленными головами сатиров и цветочными розетками по углам.

К наиболее сложным по конструкции и декоративному оформлению каминам относится «Демидовский камин», представляющий собой подобие ажурного шкафа. Его боковые стенки и лицевая каминная решетка покрыты сложным ажурным орнаментом со скульптурными накладками в виде головок путти, а узорчатый портал словно соткан из чугунных кружев.

Фото 9

Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров–формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Суворовская площадь дом 2. ст. 1

(проезд до станции метро «Достоевская»)

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +7-495-681-52-20

Яндекс.Метрика