Главная

Центральный Дом Российской Армии

имени М.В.ФрунZе

 

 

логотип 95 3

 

Пятый зал

фото 1 общии вид зал 5фото 2 Аивазовскии Центральное место в художественно–интерьерной экспозиции зала занимает уникальная коллекция русской пейзажной живописи середины и второй половины XIX века, основу которой бесспорно создают восемь полотен гениального русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

Основные вехи биографии и интересные факты о жизни и творчестве Ивана Константиновича Айвазовского можно посмотреть здесь.

Коллекция зала дополнена и обогащена работами ученика выдающегося художника–мариниста – Судковского Руфина Гавриловича, а также знаменитых русских художников Сверчкова Николая Егоровича, Горавского Аполлинария Гиляриевича, Грузинского Петра Николаевича.

фото 7 мебельВ зале также представлены образцы мебели, изготовленные из красного дерева: сравнительно простые, но совершенные по форме, без убранства из золоченой бронзы. Подобная мебель была широко распространена в середине XIX века. Находящиеся в экспозиции образцы использовались как в жилых комнатах и гостиных, так и в кабинетах и официальных «присутственных местах».

Мода на зооморфные мотивы в мебели сохранялась первое десятилетие XIX века. Опоры предметов выполнялись в виде дельфинов, лебедей, сфинксов и других фантастических существ, а также львиных морд и лап.

К 1820-м годам эти мотивы уступают место растительной орнаментике: пальметам, венкам, розеткам, акантным завиткам и листьям.

фото 8 ГамбсНаибольшей известностью среди архитекторов того периода пользовался Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце XIX века.

В продукции его мастерских нашли проявление два направления развития мебельного искусства первой четверти XIX века: парадное (например, уникальное бюро со встроенным механическим креслом и органом, представленное в Эрмитаже) и бытовое (мебель для повседневного использования; открыл первый в России мебельный магазин).

Считается, что Г.Гамбс ввёл в моду декорирование мебели ценными породами дерева и украшение металлическим декором: узкими накладками, гофрированными вставками, прокладками в каннелюрах, розетками в местах соединений, балюстрадами по верхним плоскостям.

В середине XIX века за подобной мебелью закрепилось название «жакоб» – мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты. Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.

фото 9 корытцеИзысканное общество, собравшееся на литературные или музыкальные вечера в салоне, удобно размещалось на разнообразной мебели для сидения. Любимым типом кресла стало  редставленное в зале кресло - «корытце».

Восходящая к античности тема была разработана в начале XIX века и получила распространение в Европе. В России она обрела яркую самобытность. Данный тип мебели отличают монолитность, удивительная мягкость контуров, ажурная или сделанная из полированного дерева спинка.

фото 10 диван ладьяфото 11 кушетка2Комфортные диваны – огромные, занимающие угол комнаты, с высокими боковыми стенками, – стояли на мощных опорах, часто в виде львиных лап. Другие, как находящийся в зале диван на массивных бронзовых лапах с крыльями, глухие локотники и царга которого украшены сплошной полосой накладного бронзового растительного орнамента, имели форму ладьи.

В моду также входят узкие кушетки–диваны, представленные в зале – с невысокими сквозными спинками и жесткими прорезными локотниками.

 фото 12 столик1фото 13 столик 1фото14 столик3
Столы разных форм (ломберные, придиванные, туалетные, консоли с одной или несколькими ножками, на оригинальных опорах с резьбой, декорированных завитками) сделаны в России в середине XIX века с учетом веяний моды того времени.

Поистине настоящим украшением зала является восьмигранный столик с восьмигранной опорой, в нижней части напоминающий вазон, выполненный в технике маркетри – разновидности инкрустации – отделки поверхностей путем наклеивания декоративных элементов из шпона
на деревянную основу.

фото 16 столикВ технике маркетри выполнены также крышка и царга дамского столика для рукоделия, изготовленного в России во второй половине XIX века. В рисунке маркетри – предметы рукоделия, книга, четки с фоновым цветочным орнаментом.

Подробнее про технику маркетри можно почитать здесь.

Прекрасным украшением зала являются немецкие каминные часы XIX века фирмы «Fr. Xan Gegenreiner» на львиных лапках в деревянном корпусе, стилизованном под триумфальную арку с колоннами коринфского ордера.

Осветительные приборы в Пятом зале соответствуют стилистике и духу эпохи середины XIX века – николаевскому ампиру.

фото 19 брафото 18 люстрафото 17 часы

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Суворовская площадь дом 2. ст. 1

(проезд до станции метро «Достоевская»)

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +7-495-681-52-20