Четвертый зал анфилады является продолжением экспозиции интерьера XIX века. Представленные в зале предметы выполнены в стиле ампир, сменивший господствовавший в конце XVIII века стиль классицизма.
Экспонируемые предметы мебели (исключение – мягкий угловой диван дугообразной формы с высокой спинкой и возвышающейся в центре дуги горкой, а так же стол-консоли, изготовленные в середине XIX века в России, с мраморной крышкой на четырех колоннообразных каннелированных ножках с царгой, декорированной накладной резьбой) являются частью двух гарнитуров для гостиных, но воспринимается как единый комплекс, чему способствует форма предметов и характер их отделки.
Красота текстуры карельской березы и тополя подчеркнута овальными, прямоугольными и ромбовидными вставками, а также тонкими филенками из черного дерева. Нарядности предметов способствуют и размещенные на вставках накладки из золоченой бронзы.
Находящиеся в горке фарфоровые статуэтки изготовлены на знаменитом Мейсенском заводе в Саксонии (Германия, город к северо-западу от Дрездена на реке Эльбе). Про легенды Мейсенской мануфактуры можно почитать здесь.
Угловой диван из карельской березы является уникальным образцом этого типа мебели. Сам диван сделан удивительным образом: изготовлен в нарочито статичной монументальной форме, декорирован достаточно крупной рельефной бронзовой отделкой и подлокотниками в виде фасций.
Неудивительно, что хозяину дивана не хотелось, чтобы гости пользовались им по назначению – слишком большую цену отдавал владелец за такую мебель. Поэтому некоторые из них прибегали к хитрости – делали у диванов очень низкое сиденье: садиться на эту роскошь было неудобно, а встать без конфуза с нее практически невозможно.
Из Франции были привезены и представленные в зале каминные часы «Апполон» и «Орфей», датируемые первой половиной XIX века.
Подставка часов «Апполон» состоит из двух частей. Основание бронзовое на львиных лапах, средняя часть – мраморный параллелепипед с накладками – бронзовым рельефом: Аполлон и Муза на колеснице. Часовой механизм заключен в бронзовый параллелепипед; около него – фигура Аполлона, играющего на лире. На блоке циферблата располагается рельеф – женщина, льющая воду из кувшина и рассыпающая цветы.
Подставка часов «Орфей» также состоит из двух частей с аналогичным бронзовым основанием на львиных лапах. Средняя их часть – бронзовый параллелепипед с рельефом, изображающим сцену, когда Аид и Персефона слушают игру Орфея на лире и покоренный ею Аид обещает вернуть на землю его умершую жену Эвридику. В верхней части – фигура Орфея с лирой. На блоке циферблата – рельеф–лира, факелы. Над блоком – вазон с драпировкой (урна с прахом Эвридики). Историю об Аполлоне, Орфее и Эвридике можно почитать здесь.
Достойным украшением Четвертого зала по праву считаются бронзовые французские часы середины XIX века «Времена» или «Молодость и старость», в нижней части композиции которых расположена фигура лежачего крылатого старца Хроноса. В средней части – циферблат круглой формы, фланкированный фигурами путти, по две с каждой стороны. В верхней части – портик коринфского ордера. Над антаблентом – венок, из-под которого по обе стороны спадает драпировка.
Два вида различных по форме стенников (бра), изготовленные в Западной Европе в середине XIX века, прекрасно дополняют богатое убранство зала. Первые два из них – на три световых точки с основанием в виде каннелированной колонны, расширяющейся кверху и поддерживающей вазу. Вторые – на восемь световых точек в виде фарфоровой вазы на бронзовой консоли. Свечники у этих бра волютообразные с фарфоровой чашечкой, в медальоны которых изящно вписаны «сцены с детьми».
Два пристенных зеркала изготовлены из карельской березы в первой четверти XIX века в России, подзеркалье которых опирается на дорические колонны и имеет выдвижной ящик. На подзеркалье зеркал красуются французские вазы 1860–1870-х годов, изготовленные на знаменитом фарфоровом заводе в Севре (юго-западное предместье Парижа), в форме амфор с бронзовыми ручками и горлами на квадратной подставке. В лицевом медальоне одной из них – «Игра в жмурки в саду», в другой – «Сценка в парке на качелях». В тыльном медальоне обеих – цветы с бабочкой. Историю про двух фарфоровых гигантов Мейсена и Севра можно почитать здесь.